Психологический консультативный центр

Per aspera ad astra
Обо мне

Меркулова Вероника Александровна

Клинический психолог, нейропсихолог, сертифицированный гештальт-терапевт.

 

Член профессиональных ассоциаций детских психологов; гештальта и психодрамы и ассоциации междисциплинарной медицины. Партнёр Национальной академии активного долголетия.

                                                

                                                 Официальные группы в соцсетях:

Направления деятельности.

- Нейропсихологическая реабилитация после травм, операций на головном мозге, инсультов. Работа с правополушарными нарушениями (в том числе при нарушенной мотивации, агрессивности, истощаемости, эйфории).
- Нейрокоррекция детей с трудностями обучения и развития. Коррекция дислексий и дисграфий, пространственных нарушений, дефицита внимания. 
- Психологическое консультирование взрослых и подростков. Запросы: психическое здоровье (депрессия, тревожные и панические расстройства), проблемы в семье или в межличностных отношениях, особенности диалога с детьми или их воспитания, кризисные состояния, сопровождение переживания острого горя.
- Психологическая диагностика: экспериментально-психологическая или нейропсихологическая диагностика; профессиональная ориентация, изучение особенностей личностной сферы; разработка диагностических протоколов исходя из запроса.
- Супервизия в области клинической психологии и психологического консультирования; профессиональное обучение по специальности.

Аккордеон

Клинический психолог, Специализация: Психологическое консультирование и психотерапия; Алтайский государственный университет, факультет психологии и философии (2009)

Преподаватель психологии; Алтайский государственный университет, факультет педагогического образования (2009)

Гештальт-терапевт, Гештальт-консультант; Московский институт гештальта и психодрамы (2009)

Магистр по специальности "Психолого-педагогическое образование", направление "Психолого-педагогическая диагностика и консультирование"; Московский государственный психолого-педагогический университет, факультет клинической и специальной психологии (2018).

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка:

  • Введение в психодраму (100 часов, МИГИП)
  • Программы по формированию здорового жизненного стиля для школьников (72 часа, МГМСУ, проф. Сирота Н.А.)
  • Организация психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях (72 часа, ЦССП им. Сербского)
  • Аутизм. Алалии. Инновации (72 часа, МПСУ)
  • Теория когнитивной ориентации (24 часа, Университет Тель-Авива, проф. Ш. Крайтлер)
  • Современное дошкольное образование (МГУ)
  • Psychology: Memory and Cognition (ALISON, Ireland)
  • Нейрореабилитация как основа лечебного процесса: стратегия, тактика, реализация (14 часов, NABI)
  • Психология саморегуляции и творческой самоидентичности (72 часа, ТГУ)
  • Психолого-педагогические аспекты оценки качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО (48 часов, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО)
  • Песочная терапия - профессиональный взгляд (20 часов, ВШП)
  • Интенсивы по гештальт-терапии (64+64+48+60+48 часов, МИГИП)
  • Арт-терапия (18+12+8+28 часов)
  • Нейробиология психотерапии (10 часов)
  • Теория и практика гештальт-эксперимента (27 часов)
  • Клиент и его мозг: нейробиология депрессии и травмы (15 часов)
  • Understanding and dealing with specific existential themes (7.5 часов)
  • Обучение в рамках системы непрерывного медицинского образования (Фундаментальные и прикладные аспекты восстановления сознания после травмы мозга; Нейрореабилитация; Экология мозга; Нейрореабилитаци в нейрохирургии; Вейновские чтения);
  • Участник научных конференций: Аутизм: вызовы и решения; Конференция по когнитивным наукам; Воспитание и обучение детей младшего возраста; Форум «Сон»; Всероссийский форум психологов; Луриевский подход в мировой психологической науке; Психиатрия на этапе объединения; Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований

Здесь представлен подробный библиографический список. Приобрести книги, а также ознакомиться с отдельными статьями можно на нашем сайте.

Монография:

Белоусова М. В. Программа развития управляющих функций мозга : монография / М. В. Белоусова, И. Ю. Гаврикова, В. А. Меркулова – Казань : ООО «Центр информационных технологий», 2013. – 305 с.

Практическое руководство:

Белоусова М. В. Особенности формирования двигательных навыков у детей в норме и патологии : практическое руководство / М. В. Белоусова, В. А. Меркулова, Л. М. Логинова – Казань : ГБОУ ДПО «КГМА Минздрав и соцразвития РФ», 2012. - 102 с.

Учебно-методические пособия:

1. Белоусова М.В. Психотерапевтическое сопровождение детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями: учебно-методическое пособие / М.В. Белоусова, В.А. Меркулова. - Казань: ИД "МеДДоК", 2020. - 48 с.

2. Меркулова В.А. Мотивация к здоровью и здоровому образу жизни: биопсихосоциальный подход. / В.А. Меркулова, С.В. Покровская, М.В. Белоусова - Казань : ГБОУ ДПО «КГМА Минздрав и соцразвития РФ», 2017. - 70 с.

3. Шмакова М.А. Коррекция эмоционально-личностных нарушений в детском возрасте : учебно-методическое пособие / М.А. Шмакова, И.Ю. Гаврикова, В.А. Меркулова, М.В. Белоусова - Казань : ГБОУ ДПО «КГМА Минздрав и соцразвития РФ», 2013. - 70 с.

4. Белоусова М. В. Произвольная регуляция психической деятельности и поведения в детском возрасте : учебно-методическое пособие / М. В. Белоусова, И. Ю. Гаврикова, В. А. Меркулова – Казань : ГБОУ ДПО «КГМА Минздрав и соцразвития РФ», 2012. - 57 с.

5. Меркулова В. А. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учебно-методическое пособие / В. А. Меркулова, М. В. Белоусова, И. Ю. Гаврикова – Казань : ГБОУ ДПО «КГМА Минздрав и соцразвития РФ», 2012. - 102 с.

6. Белоусова М. В. Программа групповых занятий по развитию произвольности и контроля у детей : учебно-методическое пособие / М. В. Белоусова, И. Ю. Гаврикова, В. А. Меркулова – Казань : ГБОУ ДПО «КГМА Минздрав и соцразвития РФ», 2012. - 152 с.

Рабочая тетрадь:

Коростышевская Т.А. Предупреждение оптической дисграфии / Т.А. Коростышевская, В.А. Меркулова - Казань : НОУ ДПО "Центр социально-гуманитарного образования", 2020. - 80 с.

Статьи:

Тема: Здоровьесберегающее поведение

1. Меркулова В.А. Использование техники интервью в процессе мотивационного тренинга, направленного на формирование здоровьесберегающего поведения / В.А. Меркулова, С.В. Покровская // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 18–19 ноября 2020 г. / Под ред. Холмогоровой А.Б., Пуговкиной О.Д., Зверевой Н.В., Рощиной И.Ф., Рычковой О.В., Сирота Н.А. – М. ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С.712- 714.

2. Меркулова В.А. Мотивационный тренинг, направленный на формирование здоровьесберегающего поведения / В.А. Меркулова // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием. 22-23 ноября 2018 г. / Под ред. Ткаченко П.В. – Текстовое (сингольное) электронное издание. – Курск: КГМУ, 2018. – С. 231 – 237.

3. Меркулова В.А. Формирование установки на сохранение здоровья в процессе мотивационного тренинга / В.А. Меркулова // Болезнь и здоровый образ жизни: Электронный сборник материалов VII Московской международной научно-практической конференции / Под ред. Д.Н. Чернова и Г.А. Адашинской. – М : РНИМУ им Н.И. Пирогова, 2018. – С. 86 – 89.

4. Меркулова В.А. Психологические факторы, влияющие на реализацию здоровьесберегающего поведения / В.А. Меркулова // IV Межрегиональная научно-практическая конференция для специалистов, работающих в сфере охраны психического здоровья «Психиатрия на этапе объединения», Волгоград, 24-25 мая 2018 г.: Тезисы докладов. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2018. С. 67-70.

Тема: Стили воспитания

1. Белоусова М.В. Сравнительное исследование воспитательных паттернов в семьях детей с поведенческими, речевыми и аутистическими нарушениями / М.В.Белоусова, В.А. Меркулова, И.Ю. Гаврикова // Вестник современной клинической медицины. 2018. Т. 11. № 3. С. 7-12.

2. Меркулова В.А. Изучение дисфункциональных стилей воспитания детей с нарушением развития управляющих функций / В.А. Меркулова, М.В. Белоусова, И.Ю. Гаврикова // Луриевский подход в мировой психологической науке: тезисы докладов. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – С.106.

3. Меркулова В.А. Исследование особенностей семейного воспитания детей с поведенческими и речевыми нарушениями / В.А.Меркулова, И.Ю.Гаврикова, М.В.Белоусова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 130-131.

4. Меркулова В.А. Влияние семейного фактора на асинхронию развития у детей при проблемах обучения / В.А. Меркулова, И.Ю. Гаврикова, М.В. Белоусова // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании [Электронный ресурс] : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 22-23 октября 2015 года / под ред. Л.С. Колмогоровой. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. С. 46 – 48.

5. Гаврикова И.Ю. Исследование особенностей семейного воспитания детей с эмоционально-поведенческими и речевыми нарушениями / И. Ю. Гаврикова, М. В. Белоусова, В. А. Меркулова // Детская и подростковая психотерапия. Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник материалов 17-19 апреля 2015 года. – М.: Издательство «Перо», 2015. — С. 155-158.

Тема: Нейрореабилитация

1. Меркулова В.А. Нейрокоррекционный и психотерапевтический подход к реабилитации управляющих функций / В.А. Меркулова, С.В. Покровская // Луриевский подход в мировой психологической науке: тезисы докладов. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – С.106-107.

2. Меркулова В.А. Психотерапевтические методы в нейрореабилитации пациентов с поражением правого полушария / В.А. Меркулова, С.В. Покровская // Избранные вопросы нейрореабилитации : материалы IX международного конгресса «Нейрореабилитация — 2017» (Москва, 1–2 июня 2017 г.) / редкол. : Г. Е. Иванова [и др.]. — М., 2017. С. 135-140.

3. Меркулова В.А. Приемы нейрореабилитационной работы с семьей пациента с черепно-мозговой травмой, как способ повышения реабилитационного потенциала / В.А. Меркулова, И. Ю. Гаврикова, М.В. Белоусова // Материалы I всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы когнитивной неврологии, психиатрии и психотерапии» - М., 2015. – С.37-39.

4. Гаврикова И. Ю. Модель ранней психореабилитации после удаления опухоли головного мозга в детском возрасте / И. Ю. Гаврикова, М. В. Белоусова, В. А. Меркулова // II Международная научно-практическая конференция по нейрореабилитации в нейрохирургии: материалы конференции:/ Под редакцией проф. Ивановой Н.Е. и проф. Данилова В. И. — Казань, 2014. — С. 35-36.

Тема: Детская нейропсихология

1. Белоусова М.В. Междисциплинарный нейрокогнитивный подход в анализе моторных, когнитивных, эмоциональных проблем детей, занимающихся музыкой: принципы нейрокоррекции / М.В. Белоусова, В.А. Меркулова, Н.В. Футина, Шамсутдинова Р.Ф. // Вестник современной клинической медицины. 2021. Т. 14. № 2. С. 7-11.

2. Белоусова М.В. Развитие высших психических функций посредством занятий музыкой: нейрокогнитивные аспекты музыкального обучения / М.В. Белоусова, М.С. Казиник, В.А. Меркулова, Н.В. Футина // Практическая медицина. 2021. Т. 19, №1, С. 22-28.

3. Десяткина Е.В. Изучение гендерных особенностей зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Десяткина, В.А. Меркулова //Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 1. – С. 14-16.

4. Белоусова М.В. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции / М.В.Белоусова, В.А. Меркулова // Практическая медицина 2016. № 8 (100). С. 13-18.

5. Покровская С.В. Особенности нейропсихологической коррекции дисграфии и дислексии у детей / С.В. Покровская, В.А. Меркулова // Материалы I всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы когнитивной неврологии, психиатрии и психотерапии» - М., 2015. – С. 77-79.

6. Белоусова М. В. Речевые нарушения в раннем и дошкольном возрасте: междисциплинарный подход / М. В. Белоусова, Е. Е. Иванова, В. А. Меркулова // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России» и научно-практическая конференция «Современные проблемы социальной и клинической сексологии», тезисы; - Спб, 2012. - С. 173- 174.

7. Меркулова В. А. Проведение нейропсихологической диагностики и коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. А. Меркулова, М. В. Белоусова, И. Ю. Гаврикова / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России» и научно-практическая конференция «Современные проблемы социальной и клинической сексологии», тезисы; - Спб, 2012. - С. 195.

8. Меркулова В. А. Эмоционально-личностные нарушения в детском возрасте: диагностика и коррекция / В. А. Меркулова, М. В. Белоусова, И. Ю. Гаврикова / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России» и научно-практическая конференция «Современные проблемы социальной и клинической сексологии», тезисы; - Спб, 2012. - С. 196 — 197.

9. Меркулова В. А. Диагностика и коррекция двигательных навыков и праксиса у детей раннего и дошкольного возраста / В. А. Меркулова, М. В. Белоусова, Л. М. Логинова / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России» и научно-практическая конференция «Современные проблемы социальной и клинической сексологии», тезисы; - Спб, 2012. - С. 197 — 198.

Тема: Школьная и социальная дизадаптация

1. Белоусова М.В. Феноменология проявления СДВГ у детей в контексте школьной дезадаптации / М.В. Белоусова, В.А. Меркулова // Образование и личность: от инноваций к педагогическим технологиям: сборник материалов II международной научно-практической конференции (30 октября - 31 октября 2019 года). - Казань: Издательство НОУ ДПО "Центр социально-гуманитарного образования", 2020. С. 22-23.

2. Белоусова М.В. Коррекционно-развивающее обучение детей с проявлением школьной дизадаптации с использованием нейропсихологического подхода / М.В.Белоусова, В.А. Меркулова, М.А. Уткузова // Детская и подростковая реабилитация. 2017. № 1 (29). С. 35-40.

3. Белоусова М.В. Школьная и социальная дизадаптация детей: биопсихосоциальный подход / М.В.Белоусова, В.А.Меркулова, Р.А.Бодрова // Детская и подростковая реабилитация. 2016. № 3 (28). С. 37-40.

4. Гаврикова И.Ю. Психологическая помощь детям с особыми образовательными потребностями / И.Ю. Гаврикова, В.А. Меркулова, М.В. Белоусова // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании [Электронный ресурс] : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 22-23 октября 2015 года / под ред. Л.С. Колмогоровой. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. С. 184 - 192.

Тема: Развитие управляющих функций у детей

1. Белоусова М.В. Управляющие функции мозга как фактор готовности к школьному обучению / М.В. Белоусова, В.А. Меркулова // Образование и личность: от инноваций к педагогическим технологиям: сборник материалов II международной научно-практической конференции (30 октября - 31 октября 2019 года). - Казань: Издательство НОУ ДПО "Центр социально-гуманитарного образования", 2020. С. 20-21.

2. Коростышевская Т.А. Влияние спортивных нагрузок на формирование управляющих функций мозга у детей / Т.А. Коростышевская, В.А. Меркулова // Образование и личность: от инноваций к педагогическим технологиям: сборник материалов II международной научно-практической конференции (30 октября - 31 октября 2019 года). - Казань: Издательство НОУ ДПО "Центр социально-гуманитарного образования", 2020. С. 24-25.

3. Коростышевская Т.А. Формирование произвольности у детей в процессе учебной деятельности на этапе начальной школы / Т.А. Коростышевская, В.А. Меркулова // Международный симпозиум «Л. С. Выготский и современное детство»: сб. тезисов / отв. ред. К. Н. Поливанова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования.— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. С. 214-215.

4. Белоусова М.В. Реализация биопсихосоциального подхода к коррекции психических и поведенческих расстройств у детей с использование нейропсихологических технологий развития управляющих функций мозга / М. В. Белоусова, А. М. Карпов, И. Ю. Гаврикова, В. А. Меркулова // Психическое здоровье — 2014 — №12 (103) — С. 17-20.

5. Гаврикова И. Ю. Опыт бригадного взаимодействия в коррекционной работе с детьми с недостаточностью регуляторного компонента деятельности / И. Ю. Гаврикова, М. В. Белоусова, В. А. Меркулова // XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде». Международная научная конференция, посвященная памяти профессора С. С. Мнухина – СПб, 2013. – С. 125-128.

6. Пескова Л. И. Развитие произвольности в детском возрасте / Л. И. Пескова, М. В. Белоусова, И. Ю. Гаврикова, В. А. Меркулова // Неврологический вестник — 2013 — Т. XLV, вып. 1 — С. 45—48.

7. Меркулова В. А. Произвольная регуляция психической деятельности и поведения в детском возрасте / В. А. Меркулова, М. В. Белоусова, И. Ю. Гаврикова / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России» и научно-практическая конференция «Современные проблемы социальной и клинической сексологии», тезисы; - Спб, 2012. - С. 195 — 196.

Тема: Паническое расстройство

1. Меркулова В. А. Стандартизированный опросник психологической диагностики панического расстройства / В. А. Меркулова, Д. В. Труевцев // Психическое здоровье молодого поколения: региональный, социально-демографический, превентивный аспекты : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием; - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та 2009. - С. 154 -155.

2. Меркулова В. А. Глубинные убеждения и личностная ригидность в патогенезе панического расстройства / В. А. Меркулова, Д. В. Труевцев // Труды молодых учёных Алтайского государственного университета : материалы XXXVI научной конференции студентов, магистрантов аспирантов и учащихся лицейных классов. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. - Вып. 6. - С. 271 — 273.

3. Меркулова В. А. Особенности субъективной интерпретации знаков вегетативного проявления тревожности при симптомокомплексе панического расстройства / В. А. Меркулова, Д. В. Труевцев // Молодёжь – Барнаулу : материалы Х городсккой научно-практической конференции молодых ученых (17-21 ноября 2008 г.) : в 2 т., - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. - Т. 1. - С. 159-161.

4. Меркулова В. А. Изучение самоотношения у людей, имеющих симптомокомплекс панического расстройства / В. А. Меркулова, Е. И. Мухачева // Труды молодых учёных Алтайского государственного университета : материалы XXXV научной конференции студентов, магистрантов аспирантов и учащихся лицейных классов. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008. - Вып. 5. - С. 465 — 468.

Тема: Школьная тревожность

1. Merkulova V. Factors influencing the development of school anxiety // London international youth science forum (27 July to 10 August 2006) : Summaries of student topics. - London, 2005. - P. 10.

2. Меркулова В. А. Факторы, влияющие на развитие школьной тревожности // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в Будущее», т. 7, Москва : “Актуальные проблемы фундаментальных наук”, 2004. - С. 103 — 105.

Разработала опросник симптомокомплексов панического расстройства, совместно с Труевцевым Д.В.;

Перевела и адаптировала опросник глубинных убеждений Дж. Янга (когнитивная психотерапиия), совместно с Д.В. Труевцевым;

Составитель и ведущий образовательных курсов «Нейропсихологическая реабилитация», «Нейропсихология детского возраста», «Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков» в Самаре, Казани, Барнауле, Перми и Нижнем Новгороде;

Обладатель диплома I степени конференции для специалистов, работающих в сфере психического здоровья, "Психиатрия на этапе объедиения" за проект "Психологические факторы, влияющие на реализацию здоровьесберегающего поведения".

Консультант-психолог портала "ProГород";

Участник радиопередач "Разберемся!" (прямой эфир, радио "Миллениум") по темам: "Отношения "Начальник - Подчиненный"; "Я не хочу жениться!"; "Страхи, которые мешают нам жить"; "Я не умею хранить секреты";

Разработчик программы развития управляющих функций мозга (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей), совместно с И.Ю. Гавриковой и М.В. Белоусовой;

Разработчик тренинговых программ для центра "Междуречье" «Путешествие по морю чувств» и «Как понять своего ребенка, или Как все исправить», совместно с Т.А. Коростышевской.